Битумная эмульсия: виды, характеристики, применение, оборудование

Современные экономические и экологические стандарты диктуют максимально высокие требования к качеству, долговечности, износостойкости и безопасности дорожных покрытий. Битумные эмульсии в полной мере соответствуют актуальным мировым требованиям касательно качества и экологичности материалов, что делает их сегодня максимально востребованными при строительстве и ремонте дорог и позволяет существенно снизить затраты на их проведение.

Что такое битумная эмульсия?

Под понятием битумная эмульсия подразумевается строительный материал, полученный путем эмульгирования жидкого битума в воду. Такая категория материалов относится к типу эмульсий масло в воде, где битум диспергируется в воде за счет введения в смесь эмульгатора и различных вспомогательных компонентов. Характеристики выпускаемых эмульгированных продуктов регулируются нормами ГОСТ Р 52128-2003.

В результате проведения всех производственных манипуляций создается эмульсия, имеющая однородную, равномерную консистенцию и высочайшие адгезивные свойства. Готовый материал имеет светло или темно коричневый цвет, а привычный черный цвет дорожных покрытий является результатом процесса распада эмульсии.

Основные характеристики битумной мастики для кровли

Распространенность и активное применение битумной мастики для кровли в постройках различного назначения объясняется ее эксплуатационными характеристиками:

  • эластичность;
  • долговечность;
  • экономичность;
  • стойкость к инсоляции;
  • небольшой вес;
  • стойкость к агрессивным средам;
  • колеровка почти в любой цвет;
  • достаточная простота нанесения;
  • доступность;
  • вязкость.

Узнайте как произвести ремонт кровли из рубероида самостоятельно и без больших затрат.

Советы по монтажу пластиковых софитов можно узнать тут. Там же есть цены на разные виды софитов.

Разновидности битумной мастики

Мастика имеет различия, которые зависят от применяемых добавок, используемых при изготовлении состава.

Отличаются мастики особенностью использования, материал горячего вида разогревают до 160 градусов, а только потом приступают нанесению на поверхность для гидроизоляции. При повышении температуры до такого уровня, битум становиться пластичным, и легко наносится.

Составы холодного вида отличаются технологией нанесения, мастику разбавляют специальным растворителем, нагревать её не нужно. После того как материал застывает, элементы растворителя испаряются. Битум в жидком виде нужно вымазать сразу весь, после открытия, в противном случае он просто высохнет.

Также материалы отличаются по типу использования, составы бывают однокомпонентные и двухкомпонентные. Состав первого вида можно сразу наносить на поверхность, после открытия емкости, но материал необходимо использовать сразу весь, иначе он застынет, и станет непригодным для дальнейшего применения. Такой вид мастики не требует никаких добавок, он сразу готов к нанесению.

Состав двухкомпонентного вида необходимо предварительно приготовить, а затем приступать к нанесению, при этом покрытие отличается лучшими качествами.

Чем разбавить битумную мастику?

Эффективной защитой от разрушительного действия влаги бетонных, металлических, деревянных и железобетонных конструкций является битумная гидроизоляция. Ее используют для обмазки фундаментов, бетонных полов, стен и потолков подвалов, межэтажных перекрытий, обработки санузлов, душевых и пр. Это позволяет предотвратить проникновение влаги внутрь дома через мелкие поры и трещины, обеспечивает долговечность сооружения.

Особенности использования битумной гидроизоляции

Для обработки основных элементов дома используют твердые и разжиженные битумы, битумно-каучуковые и битумно-полимерные гидроизоляционные мастики. При работе с твердыми материалами обязательным является их расплавление. В данном случае вопрос «чем развести битумную мастику?» не возникает. В процессе плавки битум обезвоживается. Кроме того само бетонное основание перед нанесением гидроизоляции тщательно просушивают. В противном случае есть риск того, что при попадании горячей смолы на поверхность бетона произойдет закипание, и под изоляционным слоем образуются пузырьки. Это привет к тому, что гидроизоляция не закупорит трещины и поры бетона.

Наносить горячие составы можно широкой кистью или щеткой, полосами внахлест на 10-15 см. Единственным недостатком работы с горячей битумной мастикой является высокая скорость застывания.

Разжиженная гидроизоляция не нуждается в постоянном разогреве. Перед тем, как приступить к нанесению следует развести битумную мастику растворителем. Чаще всего в роли растворителя выступает низкооктановый автомобильный бензин. Полимеризация разжиженного состава происходит по истечении 24 часов после нанесения при условии, что работы производятся на открытом воздухе. Выбирая чем разбавить битумную мастику, следует помнить, что бензин является горючим веществом, а его пары взрывоопасны. Во время проведения работ по гидроизоляции следует исключить возможность возникновения открытого огня, категорически запрещается курить.

Читайте также:  Как правильно подобрать расстояние между стропилами

Чем развести битумно-полимерную мастику?

Состав, содержащий полимерные добавки, по своим техническим характеристикам превосходит разжиженные и твердые мастики. Его нанесение не требует тщательной просушки основания, однако постоянная фильтрация или скопление влаги на поверхности обрабатываемого основания также недопустимы.

Битумно-полимерные гидроизоляции можно использовать при низких температурах. Кроме того в них можно добавлять растворители. Решая чем развести битумную мастику, остановите свой выбор на одном из приведенных ниже вариантов:

Также можно использовать бензин «калоша», внимательно следя за консистенцией смеси. Нанесение гидроизоляции осуществляется кистью. Каждый последующий слой укладывается спустя 24 часа после нанесения предыдущего.

Как разбавить праймер битумный?

Использование данного состава позволяет гарантировать надежное приклеивание гидроизоляционных материалов к шероховатым и пористым поверхностям. Праймер используется для грунтовки бетона, цементно-песочных стяжек непосредственно перед укладкой самоклеющихся, наплавляемых кровельных и гидроизоляционных материалов.

Битумный праймер представляет собой раствор нефтяного битума, обладающий температурой размягчения свыше +80°С в специальных органических растворителях. Данный состав характеризуется быстрым высыханием и высокой проникающей способностью.

Перед нанесением битумного праймера необходимо разбавить его растворителем (керосином, нефрасом, бензином) в соотношении 1:1 или 1:1,5 по массе.

Наносить состав следует без предварительного подогрева с помощью капроновой кисти или щетки. При необходимости допускается создание нескольких слоев гидроизоляции.

Битумы дорожные

       Неоценима роль битума в дорожном строительстве. Вроде бы он и остаток от переработки нефти, но не повернётся язык назвать его «отходом».

Их свойства хорошего сцепления с каменными материалами и пластичность позволяют создавать надёжную, ровную, с хорошим сцеплением к колесу, стойкую к климатическим воздействиям дорогу.

Участвуют в этом создании как вязкие, так и жидкие нефтяные битумы.

Вязкие дорожные битумы

При маркировке дорожных битумов БНД переводится как «битум нефтяной дорожный», а дробь, допустим, 60/90 относится к такому понятию, как пенетрация, и означает глубину проникания в данный битум стандартной иглы при 0°С и при 25°С. То есть, это относительная характеристика вязкости.  Каждая единица числа пенетрации означает проникновение иглы на (т.е. 60 означает проникновение на ).

Если битум не подходит по требованиям, его улучшают либо смешением с природными битумами, либо модифицирующими добавками. Важнейшие свойства битума (пластичность, вязкость, термостойкость) взаимосвязаны и зависят от состава.

К примеру, понижается вязкость и возрастает пластичность при повышении температуры, при добавлении в битум масел. От количества смол  будут зависеть пластичность, адгезия, и вязкость.

При увеличении доли асфальтенов растут твёрдость и температура размягчения.

Эти битумы используют для приготовления любых асфальтобетонных смесей: холодных, горячих и тёплых, ими производят поверхностную обработку дорожного полотна. Все нефтяные дорожные битумы горят. Но это важно только в процессе приготовления из них асфальтовых смесей. Дорожное же полотно не загорится никак, ведь для воспламенения и поддержки горения нужна минимальная температура 368 °С.

Жидкие дорожные битумы

Так они названы потому, что в жидкой фазе они находятся уже при температуре 15-20 °С. Получают их компаундированием (смешением) разжижителя и вязкого битума. Разжиженные битумы иногда получаются как остаток от нефтепереработки.

Вообще-то свойства жидких битумов во многом зависят свойств разжижителей. В составе разжижителей много летучих фракций. Поэтому жидкие битумы постепенно загустевают.

Загущение может происходить также от окисления составных частей битума. По скорости испарения жидкие дорожные битумы подразделяют на среднегустеющие (СГ) и медленногустеющие (МГ).

Совет

Есть также медленногустеющие (МГО), которые получают из остаточных, а также частично окисленных, битумов.

Битумы дорожные

Разжижителями для приготовления жидких среднегустеющих битумов из дорожных вязких являются бензин, керосин, лигроин. Для разжижения медленногустеющих битумов применяются  мазут, смолистые нефти, масла, то есть медленно испаряющиеся органические соединения.

Если вязкие битумы применяются для строительства и ремонта дорог, то роль жидких дорожных битумов следует охарактеризовать так: продление сроков эксплуатации дорог. При строительстве дорог ими повышают адгезию между слоями. Текучесть же позволяет и при ремонте, и строительстве проникать во все щели, «зашивая прорехи» дорожного полотна.

Существуют модифицированные полимерами нефтяные дорожные битумы. Например, битумы,  содержащие полимеры с акрилатными группами, отличаются:

  • — стойкостью к колееобразованию, так как полимер не даёт выкрашиваться частицам асфальта;
  • — стойкостью к старению, так как полимер добавляет битуму гибкости и эластичности;
  • — стойкостью к растрескиванию даже при низких температурах;
  • — технологичностью использования (полимер не расслаивается с битумом и не прилипает к оборудованию).
Читайте также:  Двускатная крыша: стропильная система своими руками

 — Изоляционные битумы. Марки, требования и сферы применения

 — Кровельные битумы, марки и требования

 — Упаковка, маркировка и транспортировка битумов

 — Состав, производство и качество битумов

 — Строительные битумы

 — Очистка от гудрона, мазута, битума и дёгтя

 — Битумные и дёгтевые гидроизоляторы

 — Мастика марок МБК-Г-55 и МБК-Г-65

 — Холодные и горячие мастики

 — Битумные эмульсии

Как использовать

Существует два метода нанесения состава на поверхность. Первый способ подразумевает несение вручную, а второй – напылением. Если площадь большая или сложной формы, то в для нанесения применяется спецоборудование, что создает высокое давление без участия воздуха. В результате получается цельное, монолитное покрытие, которое высыхает равномерно.

Для того чтобы обработать небольшой участок, используют резиновый шпатель/кисти.

Процесс:

  • Прежде чем наносить на поверхность, состав тщательно перемешивают. При необходимости раствор разбавляют с помощью растворителя.
  • Затем очищают поверхность от скопившейся пыли и загрязнений.

Нагревается состав вручную, для этого применяется открытый огонь или специальная печка

№Где применяется жидкая резина?

Материал настолько уникальный, что получил широкое распространение во многих сферах строительства и порой используется даже не по прямому назначению. Возможность создания абсолютно влагонепроницаемого и бесшовного покрытия позволили применять жидкую резину в таких областях:

  • гидроизоляция фундамента, перекрытий, плоской и наклонной кровли, подвалов. Материал станет защитой не только от влаги, но и от плесени. Допускается внутреннее и наружное использование;
  • гидроизоляция бассейнов, фонтанов и прудов. Вот уж где осуществляется повышенная нагрузка на стройматериалы! Жидкая резина позволяет создать гидроизоляционный слой, который полностью повторяет чашу бассейна. Более того, покрытие выдержит разного рода механические воздействия;
  • гидроизоляция вентиляционных выходов, так как материал выдерживает вибрационные нагрузки и высокие температуры;
  • гидроизоляция поверхностей со сложным рельефом, где рулонные материалы использовать практически невозможно;
  • гидроизоляция мостов, тоннелей, участков дорог, а в подобной сфере используются только самые прочные и надежные материалы;
  • ремонт скатной кровли (черепичной, шиферной, металлической), монтаж и ремонт кровли из рулонных наплавляемых материалов;
  • нанесение в очень холодных и очень жарких регионах;
  • создание антикоррозионного слоя на металлических конструкциях. Если жидкая резина создает покрытие, не проницаемое для воды, то и коррозия развиться не сможет;
  • иногда материал наносят на дерево для его защиты от внешних факторов;
  • жидкая резина может использоваться в качестве самостоятельного кровельного материала.
№Где применяется жидкая резина?

Наверняка, в ближайшем будущем сфера применения жидкой резины еще больше расширится, но уже сейчас данный гидроизоляционный материал считается наиболее современным благодаря холодному процессу и созданию бесшовного долговечного покрытия.

Основные достоинства

Надо отдать должное битумной мастике для гидроизоляции кровли за ее характеристики. Именно они определили популярность этого материала. К ее преимуществам можно отнести такие характеристики:

  • высокую эластичность, что дает нанесенному слою при высоких температурах, растягиваясь, не рваться, а при низких не сильно сжиматься;
  • высокую прочность на разрыв, это позволяет не волноваться, что покрытие в местах стыка с другими плоскостями (к примеру, с торчащей трубой на крыше) разойдется или порвется от перепадов температуры или легких механических нагрузок;
  • долгосрочную эксплуатацию, которая соответствует сроку службе той же мягкой кроли, а это в пределах 15-25 лет;
  • невысокую цену, по сравнению с другими видами гидроизоляционных материалов и клеящих составов;
  • высокую стойкость к агрессивным средам и природным нагрузкам;
  • простоту нанесения на поверхности различных стройматериалов;
  • последние виды мастики даже не требуют очистки плоскости от ржавчины, краски и других загрязнений;
  • в чистом виде нанесенная на кровельную конструкцию мастика, даже в 2-3 слоя, будет намного легче, чем монтаж той же мягкой кровли;
  • простота ремонта крыши, покрытой кровельной мастикой для крыши;
  • вязкость, которая определяет толщину наносимого покрытия, то есть слой наносится не слишком тонко.
Основные достоинства

Простота нанесения на крыши зданий Источник И что касается недостатков. Их немного, но они есть:

  1. Погодные условия влияют на возможность использовать этот битумный материал.
  2. Практически невозможно контролировать толщину укладываемого слоя.
  3. Если на заливаемой плоскости большое количество изъянов, к примеру, бугорки, выступы, ямки, то такую поверхность надо хорошо подготовить, сгладив все дефекты, или увеличить толщину мастичного слоя, то есть увеличь расход материала, тем самым сглаживая неровности обрабатываемой кровельной поверхности.

Чем развести битумную изоляционную мастику

В процессе работы с пластичной массой важно, чтобы слой покрытия был везде примерно одинаковым. Для этого необходимо тщательно подготовить основание, подобрать материал нормальной консистенции. С последним могут появиться проблемы. В холодном помещении любая, даже качественная изоляция, немного загустевает. Решение одно — слегка разогреть массу.

Читайте также:  Какой должна быть обрешетка для будущей крыши?

Мастика Кипер Гидроизол 3 л

Для этого банку ставят на водяную баню. В достаточно большую по объему емкость, например, в таз, наливают воду. В нее ставят ведро, которое нужно разогреть. В процессе нагрева густую смесь постоянно помешивают. При получении однородной консистенции нагрев прекращают. В жаркий летний день все еще проще. Банки выставляют на солнце, через два-три часа раствор прогревается и расплавляется до нужного состояния.

В сложных случаях или когда нагрев категорически противопоказан приходится разводить битумную мастику до жидкого состояния, чем это сделать, читают на упаковке. Добросовестный производитель всегда дает эту информацию.

Растворители для битумной мастики

В любом случае, чтобы разбавить массу можно использовать такие растворители.

Последний выбирают чаще всего. Чтобы разводить пасту берут низкооктановый бензин. Ничего сложного в процессе нет. Важно помнить о пропорциях. Если растворителя будет больше, чем 20% от начального объема смеси, она потеряет свои свойства. Могут появиться проблемы с отвердением, текучестью, т.п. Поэтому добавляют не более 20 % растворяющего вещества.

Еще один важный момент — разбавлять материал следует только с соблюдением всех правил безопасности. Бензин и другие вещества горючи. Они легко воспламеняются, их пары взрывоопасны. Поэтому открытый огонь или искры нужно полностью исключить. Категорически запрещено пытаться смешать горящий или разогретый до очень высоких температур жидкий битум с бензином. Последствия будут самые неприятные. Курить вблизи пожароопасных веществ нельзя.

Мастика Кипер Гидриз-Профи 5 л

Особенности кровельных составов

Не все продукты из битума подходят для работы с кровлями, хотя здесь используются одно и двухкомпонентные составы горячего и холодного нанесения. Однокомпонентные разбавляются бензином, реже уайт-спиритом либо керосином. Или слегка подогреваются, чтобы восстановить пластичность. Последнее относится только к растворам, не требующим нагрева перед нанесением.

Чем разбавляется двухкомпонентная битумная мастика для кровли, зависит от ее типа. Здесь используются смеси с резиной, латексом, полимерами. Они чувствительны к изменению состава, поэтому желательно разводить их тем растворителем, который рекомендует производитель. Чаще всего это уайт-спирит. Указываются и допустимые пропорции внесения препарата. В любом случае не больше 20% от начального объема.

Особенности растворов для фундамента

Для фундаментов рекомендуют выбирать полимерно и резино-битумную пасту. Хороши продукты с каучуком. Допускается использование горячего разжиженного битума. Его прогревают до 60-70°С, но не более, разводят низкооктановым бензином. Разогретую массу небольшими порциями льют в растворитель, тщательно вымешивая до однородной консистенции. Затем добавляют следующую порцию.

Определить, чем разбавить двухкомпонентную битумную мастику для фундамента можно по ее типу. Лучше всего руководствоваться рекомендациями производителя. Если их нет, подойдет уайт-спирит либо бензин.

Как правильно наносить битумную мастику?

Наносят мастику битумного вида двумя способами ручным и механическим. При использовании распылителя, нанесение получается более качественным. Первый способ применяют в том случае, если поверхность имеет небольшие размеры. А распылители используют для обработки поверхностей значительных размеров. Такой способ нанесения является более качественным, и дает возможность заделать труднодоступные участки. Таким образом, наносится мастика на поверхность стен и кровли. В такой состав входит резиновая крошка, благодаря этому, мастика становиться эластичной и прочной, устойчивой к внешним воздействиям.

Вначале поверхность очищают от загрязнений и отслоений, если таковые имеются. Все дефекты в виде трещин и сколов необходимо замазать, то есть всё выровнять, затем просушить, и нанести грунтовочный состав в виде битумного праймера. Его можно приобрести или изготовить своими руками:

  1. В емкости нагревают бензин или машинное масло, после этого постепенно добавляют мелкие куски битума.
  2. Затем состав подогревается до температуры 200 градусов, и постоянно перемешивается.

Наносится мастика битумного вида с помощью распылителя, валика или кисти, это зависит от объема покрываемой поверхности. Состав наносят полосами, которые ложатся внахлест, он должен быть не больше 10 сантиметров. После высыхания первого нанесения, выполняют второй слой. Если толщина мастики достигает 4 слоев, то требуется армирование с использованием стеклосетки.

Если поверхность влажная, то с материалом будет сложно работать. Мастика хорошо наноситься на сухую и теплую поверхность, кистью жесткого вида или распылителем. Толщина слоя не должна быть меньше 2 миллиметров. При работе с мастикой в жару, её наносят несколькими тонкими слоями.

При образовании пузырей, их разрезают, просушивают, и заполняют мастикой с применением стеклоткани.